Назад
Феня Матвеевна Леханова приняла участие в работе круглого стола «Проблемы изучения языков коренных и коренных малочисленных народов России в образовательных учреждениях в 2020/2021 учебном году»
16.09.2020

Председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Ф.М. Леханова приняла участие в работе круглого стола «Проблемы изучения языков коренных и коренных малочисленных народов России в образовательных учреждениях в 2020/2021 учебном году» проведенный 10 сентября 2020г. на платформе ZOOM рабочей группой по коренным народам Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ ).

В работе круглого стола приняли участие представители общественных организаций коренных народов, Министерства образования и науки, Министерства просвещения, Института лингвистических исследований и Института языкознания РАН, ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», Института развития родных языков народов России и других.

На круглом столе были обсуждены проблемы и перспективы сохранения и развития языков коренных и коренных малочисленных народов России. 

Ф.М Леханова в своём выступлении ознакомила участников круглого стола о проблемах в области преподавания родных языков, родной литературы и культуры в общеобразовательных организациях, нерешаемых годами, несмотря на активные действия общественных организаций. Особое внимание она уделила вопросу низкой заработной платы учителей родных языков, литератур ы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

По итогам работы участники круглого стола выработали рекомендации. От Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока были предложены следующие рекомендации.

 

Министерству просвещения Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации:

- на федеральном уровне при формировании и распределении субвенции регионам России на предоставление образовательных услуг необходимо учитывать фиксированную оплату учителям родного языка и литературы   коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (на уровне среднемесячной региональной заработной платы педагогов), независящую от количества обучающихся и учебной нагрузки;

- принять меры по регламентированию признания результатов государственной итоговой аттестации по родному языку и литературе, проводимой субъектами Российской Федерации на основании п. 13.2 статьи 59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при поступлении в образовательные организации высшего образования на специальности «Филология», «Педагогическое образование».

 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- принять на уровне субъектов РФ где проживают КМНСС   нормативно-правовой акт «О дифференцированной системе оплаты труда учителям родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, устанавливающую фиксированный оклад по полной ставке, обеспечивающий среднемесячную заработную плату учителя в школе, в случаях объективной малочисленности обучающихся и малокомплектности образовательных организаций»;

- проработать вопрос проведения региональными органами управления образования, образовательными организациями ввести в структуру ежегодного публичного отчета (публичного доклада руководителя) обязательный раздел о проблемах и достижениях по языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

- для создания условий расширения применения и оптимального

функционирования исчезающих языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока рекомендовать муниципальным образованиям(районам)входящих в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2008 года № 631-р, включать в план социально-экономического развития района программы сохранения и развития родных (исчезающих) языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Институту развития родных языков народов Российской Федерации:

- обеспечить проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по овладению родным языком в условиях двуязычия, по методике преподавания родных языков и литератур народов России для не- владеющих этническим языком и внедрению метода «языковых гнёзд» в дошкольные образовательные организации, находящиеся в местах проживания коренных малочисленных народов России, развитие «кочевых школ» для детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни.

Постоянной рабочей группы Совета по коренным народам:

- провести круглый стол по теме «Создание речевой среды на родных языках народов Российской Федерации в образовательных организациях».

 

http://www.raipon.info/info/news/4448/